Появление малыша в семье - это всегда счастье. Дети – это надежды на будущее и много труда в настоящем. Это не только физические затраты, стирка, уборка, приготовление вкусной пищи и утирание носика, но и обмен нежностью и сомнениями, радостью и огорчениями, фантазиями и проблемами. Именно обмен, а не отдача или прием, и в этом состоит суть родственного общения, позволяющего создать и сохранить крепкие семейные отношения и традиции.
Младенчество и чувства
В младенческом возрасте преобладает эмоциональная форма общения между малышом и родителями: мама склоняется над кроваткой и улыбается, и ребенок улыбается в ответ, протягивает ручки, чтобы схватить ее за волосы. Если надо привлечь внимание взрослых, дитя, не обладающее развитым речевым аппаратом, плачет или гулит. Ведущую роль в общении здесь играют не столько слова, сколько эмоциональная окраска криков и действий, причем с обеих сторон.
Зеркало детства
Психология общения с детьми возраста с 2 до 4 лет такова, что начинает действовать принцип «зеркала»: малыш старается повторять поступки и слова своего взрослого окружения. Подражая манере папы и мамы, ребенок не оценивает правильность такого поведения, считая его наилучшим, ведь родители для него еще просто идеальны.
Нормальное формирование малыша предполагает развитие его активности и самостоятельности. Для этого очень важно общение через совместные со взрослыми игры, потому что сами игрушки не могут объяснить, как в них играть. Приходится копировать действия значимого взрослого. Эту деятельность невозможно заменить просмотром мультфильмов или веселыми занятиями на компьютере без ущерба для малыша.
Обозначение границ для дошколят
Если в младенческом и детском возрасте преобладают в большей степени личный пример, наставления и советы делать так или иначе, то к периоду 5-7 лет малыш уже достаточно взрослый, чтобы принимать некоторые решения самостоятельно, опираясь на мнение значимых для него взрослых.
В игре, да и других проявлениях самостоятельности, ребенка начинает интересовать оценка его действий со стороны. Важно поддержать его в хорошем и ненавязчиво перенаправить усилия, если они обращены в неправильную сторону. Не стоит резко критиковать самого ребенка, если он разбил любимую вазу или вылил кашу в окно, но стоит объяснить неправильность его действий и последствия от них.
В это же период взрослые вынуждены вводить в жизнь ребенка ряд запретов и ограничений, задаваемых требованиями безопасности жизнедеятельности и устройством окружающего общества. Хорошие родители стараются сделать это не в категорической форме, а обсуждая с ребенком проблему. Можно привести примеры случаев, разъясняющих, почему нужно соблюдать правила дорожного движения, ложиться спать вовремя и сторониться навязчивых незнакомых людей, но выводы ребенок должен делать самостоятельно, хоть и с подсказкой взрослого.
Отрочество и своеволие
К подростковому возрасту возможность самостоятельного принятия решений переходит в потребность, что часто приводит к семейным конфликтам, так как многим родителям нелегко смириться со взрослением чада.
Общение детей и родителей этого периода может получить такую жесткую форму, что любое собственное мнение будет рассматриваться как вредоносное сопротивление всему разумному, хотя речь правильнее вести о попытке ребенка отстоять свою суверенность и право на свое мнение.
«Вышел из-под контроля», «поднял голос», «ветер в голове» это далеко не полный список фраз, кидаемых взрослыми в адрес подростка, который всего лишь пытается обойти установку четко следовать инструкции. Не правильнее ли было бы со стороны родителей оказать ему ненавязчивую помощь, чем подавлять инициативу?
Дети постоянно развиваются, взрослеют с каждым днем. Должны меняться и полноценно проживаться и формы общения между ними и родителями. Это является залогом успешного семейного воспитания и проявления в ребенке достойной и ответственной личности.
КОММЕНТАРИИ