Учитель воспринимается учеником с начальных классов как профессионал своего дела, как специалист в области знаний. Такая идеализация снижается, когда ученик переходит в среднее звено обучения, когда по каждому предмету появляется свой педагог. При этом ученик должен уметь приспособиться к разным требованиям многих учителей. Не всегда этот процесс проходит быстро и успешно, что может отразиться на успеваемости.
Знакомство с учителями
Родителям самим следует познакомиться со всеми учителями, которые преподают в классе. Для этого необходимо посещать родительские собрания, где происходят встречи не только с классным руководителем, но и с учителями-предметниками. Они не все приходят на первое собрание. Но можно высказать свое пожелание классному руководителю, чтобы в течение учебного года все учителя, преподающие в данном классе, пришли познакомиться с родителями.
Если этого не происходит, проявите свою инициативу и познакомьтесь с ними вне собраний: на их уроках или на перемене. Составить собственное мнение об учителе, увидеть его отношение к детям, понять его требования – это уже большая помощь ребёнку в налаживании отношений с педагогами, т.к. ребёнок начинает воспринимать учителя так же, как и мама. Постарайтесь увидеть позитивные стороны учителя и отметить их дома в присутствии ребёнка.
Помощь в организации деловых взаимоотношений учителя и ученика
Чётко определитесь с требованиями учителя по отношению к процессу обучения. Если возникают конфликты, то разберитесь, какой характер они носят: деловой или личностный? Деловой характер относится к учёбе, выполнению домашних заданий, поведению во время урока, участию в общественной деятельности и т.д. Личностный конфликт связан с неудовольствием учителя общим развитием способностей ребёнка, критикой системы воспитания в семье, негативной оценкой его личностных качеств. В личностном конфликте ни ребёнок, ни педагог не могут изменить ситуацию. Конфликты делового, учебного характера легко разрешаются при уточнении правил, принятых на данной ступени обучения.
Регулирование личных взаимоотношений
В подростковом возрасте дети начинают оценивать учителей и по их личностным качествам: по манере общения, по одежде, по объему внимания, полученному на уроках и за пределами школы. Следует напомнить ребёнку, что основная функция учителя – передавать детям знания. Если учитель является замечательным педагогом, то некоторые погрешности в его внешнем виде можно человеку простить. Ведь именно в подростковом возрасте дети становятся очень критичными к другим людям, придумывают прозвища учителям, акцентируя внимание на их недостатках. Учитель не может быть идеален во всех отношениях, также как и любой другой человек: родители, сам ребёнок.
Если нарушенные отношения ученика и учителя стали отражаться на результатах обучения, стоит проанализировать причины таких взаимоотношений и начать принимать меры, пока конфликт не перешёл в хроническую форму.
КОММЕНТАРИИ