Школа для ребёнка – это не только место, где он получает знания, но и общается со сверстниками, учится вступать в сотрудничество, решает конфликты, дружит и даже влюбляется. Нарушение отношений с одноклассниками, нахождение в ситуации отверженности, изоляции в коллективе провоцирует прогулы, нежелание идти в школу и сказывается на результатах успеваемости. В такие моменты родителям необходимо помочь подростку наладить отношения в школе.
Самоутверждение в коллективе
Помочь ребёнку самоутвердиться в классе – это сделать опору в общении на своих сильных сторонах, то, что оценят одноклассники, поддержат учителя. Самоутвердиться можно за счёт хорошей учёбы, но при этом ценности коллектива учащихся должны совпадать с уровнем успеваемости ребёнка. Если знания в классе ценятся, и все остальные дети стараются их повысить, то и товарища своего будут ценить, постараются быть похожим на него. Если же класс к учёбе относятся отрицательно, то хорошего ученика будут игнорировать и даже осуждать. Самоутвердиться можно за счёт спортивных достижений, ведь в этом случае ученик может выступать за честь класса на соревнованиях. Увлечения, хобби, которые поддержаны другими детьми, тоже привлекут внимание одноклассников, пусть и небольшой группы единомышленников. В коллективе подростков ценится такое качество личности как верность в дружбе, поэтому не обязательно быть успешным в какой-то специфической деятельности.
Борьба с застенчивостью
Застенчивость возникает как страх общения с другими людьми. Это качество не врожденное, а приобретенное в процессе жизни, и свидетельствующее о том, что у ребёнка был негативный опыт общения с другими людьми, которые смеялись над ним или наказывали за проявление инициативы в общении.
Помочь своему ребёнку избавиться от застенчивости и негативного навязанного мнения о себе помогут совместные с другими детьми мероприятия, где он является активным участником. Начать можно с приглашения друзей к себе в гости, т.к. на своей территории ребёнок чувствует себя увереннее и может раскрыться в глазах друзей, проявить свою уникальность и особенность. Не стоит отказываться и от совместных походов, экскурсий: чем больше опыт общения, тем больше есть возможностей завести друзей.
Укрепление здоровья
Болезненный ребёнок редко посещает школу, поэтому у него меньше контактов с другими детьми. Он больше находится дома, общается с родителями. В школе приходится постоянно «догонять» одноклассников по изучению учебного материала и некогда общаться. В каникулы необходимо хорошо отдохнуть, пройти оздоровительные процедуры в санатории или провести курс лечения хронических заболеваний. Важно начать новый учебный год с хорошим здоровьем. В течение учебного года заболевания нужно предупреждать, делая лечебную профилактику или позволяя ребёнку отдохнуть от школы на денек-другой. Это лучше, чем потом пропустить посещение школы на месяц.
Чем старше становится ребёнок, тем больше следует предоставлять ему свободы в общении со сверстниками, особенно в подростковом возрасте, когда общение становится ведущим видом деятельности детей. Задача родителей – помочь подростку наладить отношения с одноклассниками, а также предупреждать негативные формы самоутверждения в коллективе: за счет силы, агрессии или «подкупа» одноклассников подарками.
КОММЕНТАРИИ