Детский сад – первый шаг в долгом пути адаптации к обществу, и порядкам, царящим в нем. Отношения в любом взрослом коллективе сложны, и, увы, насыщены конфликтами.
Дети – как взрослые, только лучше.
У детей все происходит примерно так же, с той только разницей, что причины этих конфликтов кажутся взрослым не такими значительными, как у них. Но детям их жизнь видится иначе, и они совершенно серьезно ссорятся и мирятся, приходят к компромиссам или остаются непримиримы, дружат или враждуют, и даже иногда интригуют.
Чего хотят родители?
Обычно родители не хотят, чтобы ребенок рос «тютей» и служил объектом издевательств со стороны других детей, но и излишняя агрессивность собственного чада их расстраивает, особенно, когда мамы и папы других ребятишек жалуются на поведение их сына или дочки. Что делать, если ребенок дерется в детском саду?
Что делать, если на ребенка жалуются?
Лучше всего не предпринимать поспешных действий и воздержаться от скоропалительных выводов. Каждое проявление агрессивности чем-то спровоцировано. Обычные объяснения своей драчливости со стороны мальчиков четырех-пяти, а иногда и шестилетнего возраста звучат так: «он (она, они) первый начал (начала, начали)…» Что же, возможно, что так все и было, если драка была первой, или случаев таких немного, не больше, чем у других детей. Часто бывает, что забияки выдают себя за невинных жертв, и воспитатели могут оказать помощь в «разборе полетов», они-то уж знают, за кем водятся какие грешки, и особенности характеров их подопечных им хорошо известны.
Как определить, что ребенок агрессивен?
Косвенным признаком того, что ребенок не страдает отклонениями в поведении, характеризующими его как драчуна, служат хорошие отношения с большинством детей. Если, забирая из детсада ребенка, родители чаще всего видят его играющим или мирно беседующим с другими ребятишками, значит, в целом, все идет нормально, и особых причин для беспокойства нет.
По-настоящему агрессивный ребенок в детском саду ведет себя иначе. С ним никто не хочет играть, его бояться, он всегда один.
Как воспитывать?
Вот тут необходимы серьезные меры, призванные привить навыки поведения в коллективе. Объяснение рукоприкладства как ответных мер теперь уже не должно приниматься в качестве оправданий. Лучше всего задать простой вопросы: а сильнее ли был противник ребенка по драке, чем он сам? Ответ, как правило, очевиден, забияки в качестве своих жертв выбирают детей послабее и поменьше ростом. Иногда бывает достаточно просто устыдить такого хулигана, объяснив, что слабых бьют только трусы. Применимы также такие меры, как лишение просмотра любимого мультфильма или иные ограничения ожидаемых ежевечерних удовольствий. Причем, хорошее поведение на следующий день не должно быть сигналом для мгновенного снятия «эмбарго», оно должно накладываться дня на три. Иначе ситуация будет напоминать известное стихотворение Агнии Барто: «…завтра снова можно драться, бить девчонок во дворе»
А судьи кто?
И, конечно же, родителям очень полезно было бы задуматься над тем, не виноваты ли они сами в таком поведении своего ребенка, и всегда ли они подают ему хороший пример.
КОММЕНТАРИИ